?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Страшна ли поголовная чипизация?
kolosok_1


Разговоры про это идут давно, и страхи тоже давние. Дескать, полицейское государство восторжествует, и никакой личной жизни не будет.

Я думаю, чипизация со временем произойдет, причем достаточно гладко и при поддержке широких масс населения.

Почему, и насколько это страшно - разберемся вместе.

Индивидуальный чип несет в себе информацию о его владельце. Поэтому всем заинтересованным лицам сразу ясно: кто есть кто. Стало быть, ясно - болен ты или нет (оказать помощь человеку в бессознательном состоянии), есть ли у тебя деньги, и можно ли тебе их выдать с твоего счета для покупки, можно ли сесть на самолет или поезд (без паспорта и билета!) и так далее.

Жизнь станет легче и проще - для рядового потребителя всяческих удовольствий, конечно. А что касается бандитов и террористов - их жизнь существенно усложнится, что тоже плюс - особенно востребованный после очередного теракта.

Тут впору вспомнить идеолога мира "новых кочевников", номадов, Жака Аттали

и философа-постмодерниста Гваттари. Он описывал "новый, дивный мир" как мир кочевников, активно путешествующих по всему миру в бестолковом беге погоне неизвестно зачем и от чего. Вот как описывает постмодернистские мечтания Гваттари Ю. Бялый в газете "Суть времени":

 "Странник, ненавидящий окружающий его зыбкий мир-ризому, отправляется в путь. Он ищет настоящий смысл и настоящую целостность, на которые можно опереться. Ищет незыбкое, прочное, настоящее.
Все это напрасно, объявляют Делёз и Гваттари. Мир-ризома всеобъемлющ, и потому из него никуда не уйти. Ничего незыбкого в нем не бывает. У него нет глубины, в которой ты намеревался искать какие-то там смыслы, целостности и опоры. И все, что ты можешь, — это подчиниться зыбкой текучести ризомы. Признать, что ты и сам ее зыбкая часть."

Аттали (двадцать лет назад), подхватывая идею нового кочевничества и развивая ее, называет "номадические предметы", необходимые такому путнику для счастья: карманный плейер, кварцевые часы, видеодиск, персональный компьютер, магнитная кредитная карта, мобильный (переносной) телефон и т. д. Аттали, как пишет Ю. Бялый, подчеркивает, что уже только благодаря этим номадическим объектам — человек может оторваться от любых корней и жить, «будучи свободным от диктата пространства».

Тяга к оторванности от оседлого мира имеет глубокие философские корни. Дело в том, как человек преодолевает неизбежный страх смерти. Правильно преодоленный страх порождает стремление к жизни на пределе, к свершениям далеко "за пределами" возможностей каждого индивида, к раскрытию всех твоческих способностей человека, без которых все это невозможно. Этот путь чрезвычайно труден, и его невозможно сочетать с "потребительским раем" и с обывательским миром мещанства.

Непреодоленный страх смерти толкает людей на странное, в том числе - на попытку "убежать от смерти". Это бесконечный бег "со смертью на загривке". В том числе и поэтому "бег по миру", и сами люди без корней, отечества и каких-либо человеческих связей, так присущи потребительству.

Потребительство - это попытка "закидать" пустоту в душе, заполнить яму хоть чем-то, создать иллюзию своего могущества и актуальности "здесь и сейчас".

Поскольку сейчас "идеология потребительства" почти абсолютный победитель всех других идеологий, отчасти даже коммунистической (у многих коммунистов речь идет, в основном, о более справедливом распределении благ ради того же потребительства), номадология - вполне себе жизненный концепт.

В список "номадических вещей" Жака Аттали микрочип, вживленный под кожу, укладывается просто и уютно, как котик в люлю. В мире хищного потребительства это еще одно превосходное удобство. Наступит время, и отлаженные технологии чипирования войдут в массы неукротимо и повсеместно. На тех, кто без чипа, будут смотреть, как на опасных чудаков и непредсказуемых дикарей посреди тонкого цивилизованного мира. Тем более, что "чипирование" идет, как ни странно уже давно - всевозможные привязки смартфона и масса сведений, сообщаемых посторонним о себе "для удобства пользователя" давно завоевали массы.

Так чего же тогда боятся и зачем возмущаться предстоящим чипированием? Мир потребительства разовьется неимоверно, и каждый получит свой сладкий кусочек.

Дело в том, что вполне и окончательно сформированный потребленец, разменявший свое право быть отважным первопроходцем и отчаянным прорывателем "природных" ограничений ради общих и великих целей, перестает быть человеком.

На эту тему кто только не высказывался, сходу вспомним Шекспира:
"Что человек, когда его желания – еда и сон? Животное, не боле".

И тут мы подходим к сути: массовое превращение людей в животных, то есть - расчеловечивание, приводит к тому, что с этими, расчеловеченными людьми, и обращаться можно, как с животными. А как поступают с животными, которые, к примеру, стали не нужны? Их быстро и гуманно убивают, стараясь извлечь из останков максимальную пользу.

Аналогия тут более чем уместна. В связи с ограниченностью ресурсов и необычайным развитием техники, правящей элите столько людей более не нужно.  Можно жить комфортно и без миллиардов бесполезных ртов. Правда, их пока еще немножечко жалко: люди, все таки.

Но, если разобраться, разве существа, привыкшие к уюту, комфорту и сытости, и готовые ради этого на все - это люди? Они непривлекательны внешне - излишества не проходят даром. Они отвратительны в своих многочисленных пороках, сделавших их хуже животных: отказ от возможности иметь детей, гомосятина, невоздержанность и равнодушие ко всему, кроме собственного корыта.

Ситуация куда похуже пророчеств Пушкина:
"К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич".

Наследство их теперь не ярмо и бич, а электрошокер и нож. И тут массовая чипизация, позволяющая иметь полный контроль над курами и овцами бывшим человечеством снова как нельзя кстати.

Теперь вернемся к вопросу: стоит ли боятся поголовной чипизации? Да нет, конечно, не стоит. Это ведь когда еще будет - не скоро. Хотя, может быть, и совсем скоро - как знать, как пойдет разгул потребительства? Ведь все так вкусно и удобно, а разговоры на неприятные темы портят нервную систему. Шутка.

А если всерьез - опасаться чипизации все-таки не стоит. Ведь это не причина, а всего лишь закономерное следствие из основ "нового, дивного мира потребительства". И всерьез опасаться следует именно его. Да что опасаться - его следует уничтожать ради иного мира, мира человеческого, о котором так страстно мечтали все выдающиеся умы человечества.

Единственное спасение - не превратится в свиней, подданных древнегреческой богини потребительского рая Цирцеи, и остаться людьми. Это очень сложно, требует труда и упорства - вспомним советский мультфильм "Баранкин, будь человеком!"

По сути, это краткая формула коммунизма, и одновременно - формула, обосновывающая существование человечества. Будем людьми, перед которыми "нет преград на суше и на море", и все проблемы мироздания найдут свое решение. А чипизация - что чипизация? Может быть, будет в новом мире и она. Только смысл чипизации будет другой, гуманный: аналог личного жетона у солдата. Коммунизм совсем не отменяет предельного напряжения сил, борьбы и риска.


  • 1
Чипизация уже состоялась. Каждый из нас по нескольку чипов на себе таскает. Мобильный телефон, сберегательная или кредитная карта и порядок. Зачем вживлять под кожу, это и больно и страшновато как-то. Всё устроено гораздо мягче и надёжнее. И конечно же чипизация только инструмент. В одних руках она будет служить порабощению, в других раскрепощению.

Согласен - сам планировал написать про плавность чипизации, но и так много получилось

Не вполне очевидной выглядит связь и аналогия между номадическим миром, миром трансгуманистического мирового порядка и миром городского потребителя.
Номадический мир кочевника хаотичен он нериемлет любой порядок и структурность и даже готов отбросить потребительский комфорт в обмен на свободу и непривязанность. Мир трансгуманизма предельно тоталитарен и технократичен, он пытается всех посчитать и ограничить в свободе. Комфортный мир потребителя боится свободы кочевника номада. Соединяются ли между собой эти миры?

У Аттали - соединяются, у Гваттари - нет.

Гуманная чипизация - кстати тоже странно звучащее словосочетание.
Чипизация нужна в основном как элемент тоталитарного контроля.
Но в гуманном обществе коммунизма тоталитарный контроль не нужен, поскольку большинство граждан сознательны развиваются и работают над собой, преодолевая свою звериную природу.

Эта странность звучания для уха, настроенного на капитализм. При коммунизме все будет иначе. И контроль все равно нужен - пошел ты в тайгу и пропал. Где искать? Нашли человека на улице в бессознательном состоянии. Как лечить?

Далее - проблемы допуска в те или иные территории еще долго останется актуальной. Детям вход воспрещен, необученному персоналу и т.п. Так что поле для ВОЗМОЖНОЙ чипизации есть.

  • 1