Насколько недалеко падает яблочко от яблони - в моем окружении, в большинстве случаев, ну очень недалеко.
Обычно эта поговорка подразумевает унаследование всяких пороков, недостатков и связанных с ними несчастий. Увы, это настолько распространено, что впору пустится в рассуждения о карме, роке и заклятии тех или иных семейств. Мало кто может преодолеть такое "заклятие", но если бы таких отчаянных не было - жизнь была бы безнадежно темна.
Если папаша или мамаша гуливонили, блудовали, бухали, пускались во все тяжкие - их дети страдали, причем некоторые страдали отчаянно. Казалось бы, подрастая, эти настрадавшиеся дети должны были сказать себе: "Никогда больше!" И если бы эти обещания самому себе - не бодрить тех баб вокруг себя, кто приблизился на расстояние вытянутой руки, не пить спиртное, как конь в жару, все было бы сильно лучше.
Но так бывает редко - чтобы сдержать детские клятвы, нужно обладать недетской волей и еще чем-то, что трудно поддается словесному определению. Что-то типа тяги к справедливости, наверное.
Однако, подрастая, человечек забывает про ту боль, что пришлось пережить ему лично, и начинает "понимать" удовольствия своих непутевых родителей. Кому-то просто наплевать на те страдания, которые он приносит другим людям, а особенно людям беззащитным - то есть уже собственным детям. А кто-то, наверное, начинает получать удовольствия и от этих страданий. Такое жизнеутверждающее поведение: не можешь принести другим счастья (это очень нелегко и затратно), так причини хотя бы боль; почувствуй, что живой.
В старину супругов подбирали родители. Хорошие родители зрили в корень: у распутника или пьяницы вряд-ли будут славные отпрыски, и семейного счастья от них не жди. Чтобы рассчитаться с "наследственным" говном, нужно быть очень крепким орешком. Причем эта крепость должна быть продемонстрирована в трудную пору гормональных бурь и становления личности.
Даже от хорошей яблони может получится всякий вздор, а уж от яблонь с изъянами добра, как правило не жди. И что, сказочке конец? Если ничего не делать - да. Но есть мечта, мечта о восхождении человека. В отличии от мечт, ни к чему не обязывающих, это мечта требует предельного напряжения.
Это мечта коммунистическая. Это вечный бой за справедливость и добро, это протянутая рука человеку в трудной ситуации и это предельная требовательность к этому человеку.
Яблоко от яблони может умчаться очень далеко, более того - оно обязано это сделать. Преодолеть множество труднейших заклятий - от семейных до родовых, это трудно. Но если этого не делать - зачем жить?