?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Идиотен-тест для инженеров
kolosok_1
Идиотен-тест - это такая штука для выявления умственных способностей водителя. Применяется в Германии, как обязательное условие для возврата прав водителю, часто нарушающего ПДД.



Я работаю инженером, и жизнь заставила применить полезное немецкое изобретение на работе. Дело в том, что в нашу научно-инженерную организацию приходит молодое пополнение. Казалось бы, из тех же самых прославленных  ВУЗов, что и раньше. Но вот закавыка: инженерная подготовка у них совсем слаба. А нужно, в результате короткого собеседования, принять решение - подходит человек или нет. То есть, выбрать лучших из худших.

В результате родился краткий список вопросов, для инженера-механика очевидных и простых. Например, сформулировать в произвольном виде три закона Ньютона. Коллеги осуждали меня за чрезмерную сложность этого вопроса - но, на секундочку. азы классической механики преподают не в самом старшем классе средней школы. Другой вопрос - примерный химсостав популярной стали (инженер-механик обязан знать основы материаловедения). Третье испытание - назвать хоть один способ стопорения резьбовых соединений (шплинты, клей, пружинные шайбы, кернение, контровка проволокой...).



"Плавают" люди в элементарнейших вопросах. Инженер-ракетчик не знает, что для горения пороха не нужен воздух (пять лет учебы прошли, видимо, в полусне). С невероятным трудом дипломники производят перевод из одной физической величины в другую (это середина средней школы).

При этом у них прекрасные оценки в институте (сейчас их, по видимому, ставят по факту посещения лекций). Они окончили ВУЗы не последнего ряда, и "валятся" на элементарнейших вопросах "идиотен-теста", составленного без всякого намека на коварство и подвох. Я уж не говорю о том, что в тяжелую, и не всегда безвредную профессию инженера-механика с ума великого ломанулись девушки. Когда их в выпуске много, выясняется, что на уме у большинства всякое девичье, а вовсе не премудрости трехфазного тока или тонкости разработки классического редуктора.

Короче, с подготовкой инженерных кадров - дело табак. Я интересовался этим вопросом и в других организациях, картина примерно та же. Так в чем причина?

Первое предположение: преступления Путинского режима, не проходит ввиду явной системности проблемы. Смени Путина на Медведева, воскреси Ельцина - что изменится? А ничего.

Второе предположение - преступление чисто российской версии капитализма, тоже весьма шатко. Дело в том, что деградация научно-инженерных кадров есть вещь глобальная. Вот прекрасный пример из самого Парижа: http://repetitors.info/library.php?b=34
"Среди 50 моих учеников-первокурсников 8 человек считают, что три шестых (3/6) равны одной трети (1/3)".

Третье предположение - преступление капитализма. Это уже много теплее, но давайте разберемся подробнее. Во времена классического капитализма инженерное дело хоть и не было на должной высоте (в России выпускали  мало инженеров, но много юристов и священников). Но то, что было, имело явно неплохой уровень. Вспомним крупные имена - Сикорский, Шухов, Патон - все они сформированы в эпоху зарождения капитализма в России. Авторитеты не могут существовать без плотной прослойки крепких средних инженеров - ну, так они и были.

Существовал, как говорят в философии, определенный социальный заказ на качественный инженерный труд в то время, были и соответствующие инженеры. Но  с тех пор в капитализме произошли явные изменения - мутации. Направление этой мутации были озвучены еще Марксом:

"
Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников".

Так получите в результате наемных работников, лишенных ореола священной деятельности, в виде деревянных солдат Урфина Джюса, которым не досыпали (в целях экономии) живительного порошка. Таких вот инженеров нужно долго и трудно доучивать инженерным премудростям (провал чуть не в десять лет интенсивной учебы восполнить непросто).

Техника, которую предстоит разрабатывать этим молодым людям, становится все сложнее. А инженерный корпус - все проще и, что самое страшное, беззаботней. Ну пофиг вчерашним студентам на профессию и связанную с ней колоссальную ответственность. Студенчество с его принципом: "быстро сдал любой ценой и забыл" может застрять в психологии инженера накрепко. И попробуйте его оттуда выковырять - усовещиваниями, притчами и чуть не танцами с бубном. Очень, доложу я вам, трудное дело. Предмета под названием "ответственность" в школах не преподают, это в чистом виде воспитание.

Идиотен-тест может служить маркером мутации капитализма. Его результат можно оцифровать и сравнивать динамику процесса по годам. Вся мутная погань современного мутакапитализма: глобализация, разрушение института национального государства и заказ на "опрощение" обывателей с целью дальнейших манипуляций, видна здесь, как в капле воды.

Капитализм, считающий главным своим оправданием бурный научно-технический прогресс, провалил и это дело.

И что же прикажете делать? Возвращаться в ранне-капиталистическую классику? С введением протестантских убеждений о необходимости скромной жизни буржуазии - ради спасения души? С остановкой глобализации и вечной войной между национальными государствами, что так расширяет социальный заказ на технический прогресс? Это невозможно.

Значит, пора подумать о возвращении святости труда, то есть - об устройстве жизни на иных, коммунистических основаниях. С воспитанием человека, а не с оказанием "образовательных услуг". С иной системой ценостей и смыслов, с призывом к самому высокому в человеке.

А иначе - быть беде тем, чьи инженеры не могут сдать элементарный идиотен-тест.




  • 1
К сожалению, озвученная проблема сочетает в себе еще и распространенное мнение о том, что получаемое образование как таковое никогда не пригодится, а нужно либо для общего развития, либо для галочки.

Когда приходишь на инженерскую работу, единственное, что тебя "держит" - это знания. Причем не те знания, которые в книге, а те, которые в голове. Мне кажется, что то мнение, о котором вы говорите - это форма самооправдания. Как и песни про "ботанов" и сказки про то, что студенческая жизнь должна пройти на всю катушку (только без говна и паутины многолетнего умственного труда - сложнейшего учебного труда).

Прекрасный текст! Спасибо за него! Буду распространять среди коллег.
А работаю я учителем. Год уже, как в школу пошёл после 20 с лишним лет на производстве.
Решил, так сказать, подставить свои хрупкие плечи рушащейся системе образования.
Противодействую, как могу. А могу, пока что, очень мало.:-(
Всё, описанное Вами в тексте зарождается ещё в школе, и вижу я это абсолютно ясно.
При чём виновата не школа, отнюдь!
Принято считать, что "нет плохих учеников, есть плохие учителя". Сколько об этом на учительских форумах гигабайт написано! Но учителя, в подавляющей массе своей, люди, мягко говоря, политически близорукие. Они рассматривают школу, как самодостаточную замкнутую систему. А потому все педагогические неудачи, в основном, берут на себя. если кто-то плохо освоил - значит плохой учитель.
И невдомёк им, болезным, что ребёнок учится и за пределами школы. А если посчитать время в процентном отношении, которое на ученика(классы до 35 человек!) тратит учитель, и всё остальное, то получается, что то "разумное, доброе, вечное", которое пытается посеять учитель, нещадно вымывается "Комеди-клабом", "Домом-2" и компьютерными играми. есть, конечно, толковы подростки. Но их такое меньшинство, что порой становится страшно за будущее.
Мне недавно историю рассказали об одном честном профессоре в ВУЗе, который ставил честно оценки. Как всегда, нашёлся некий мажор, который решил его купит. Тот ни в какую. Началась бодяга с пересдачами, уговорами, прошениями через вышестоящее руководство... В один прекрасный момент профессор не выдержал, и напрямую спросил мажора:"Ну вот поставлю я тебе оценку, получишь ты далее диплом. Но ведь в голове-то у тебя пусто! Ты же работать не сможешь!". На что мажор уверенно ответил:"Мне не нужно будет работать самому. Я найму тех, кто понимает, и буду контролировать их!".
Но ведь и среди тех, кто сдаёт сам - знающих наперечёт! Кого он нанимать будет? Что они смогут построить?
Мы с братом закончили один институт, одну специальность с разницей в 10 лет. Я всё сдавал сам. Он лабы сдавал за пиво, экзамены за оплату. Дипломы наши одинаковые, но он не знает, как работает транзистор! А что уж там говорить о микросхема с перепрограммируемой архитектурой, или как их сейчас называют ПЛИС. Работает по установке систем вентиляции. Уровень - чуть выше ПТУшного. Но числится инженером, руководит бригадой. По всяким электронным вопросам чуть что - звонит мне. А всё почему? да потому, что среда, в которой он варился, переориентировала его на бабло, а не упор в получении знаний. Мы паяли усилители, первые компьютеры, до хрипоты спорили, какая схема лучше, за большую удачу полагали приобрести бессмертный труд Хорвица и Хилла. А они от того уже были отстранены новыми тенденциями: умнее не тот, кто больше знает, а тот, у кого денег больше.
Без возрождения социализма и переориентирования общества на созидание - наша страна обречена.

Спасибо за теплый отзыв. Попробую преобразовать пост в статью...

Нда... и возразить нечего )
Есть еще одна проблема - неимоверно тяжело на инженерных специальностях в ВУЗах организовать практическую связь с производством.
Лаборатории учебные все больше переходят в в виртуальное пространство. Реальная техника с каждым годом все сложнее и дороже, да и обновляется постоянно. Вот и вынужденны ВУЗы все больше переходить на компьютерное моделирование.
С другой стороны сами производства относятся к студентам, которые попадают к ним на практику например, как к досадной помехе и обузе. Мало того, что уже на стадии заключения договора начинаются препоны (госпредприятия в этом смысле более покорны, а с частными вообще труба), так и когда удается договориться и направить студентов на практику, абсолютное большинство возвращается с липовыми характеристиками, которые подмахули им в последний день практики. А в первый день объявили - делайте что хотите, мы вам документы подпишем, только не мешайте и не путайтесь под ногами, нам некогда.
Вот и получается, что в ВУЗе набивают головы студентам почти исключительно теорией. А как молодому организму относиться к теоретическим знаниям, применения которых на практике он ощутить не может? Увещевания даже самых лучших преподов, имеющих практический опыт работы на производстве остаются все теми же словами. Конечно в этой ситуации в одно ухо влетает... Ну как убедить 18-летнего пацана на первом курсе, что дифференциальные уравнения - это нужно? Только битьем. А когда на 3-5 курсах наваливаются профессиональные дисциплины, которые без дифуров не освоишь, уже поздно.
Как изменить эту ситуацию не понятно.
Иногда мне кажется, что усеченный 4-х летний бакалавриат с урезанными специальными дисциплинами и набитый в основном теорией - это не такая уж плохая идея. Но только при условии развития производственных учебных комбинатов на самих предприятиях, где на конкретных производствах эти бакалавроидные недоинженеры в течении 1-2 лет смогут набраться практического опыта, попутно подметая стружку в цехах и выполняя несложные манипуляции, который им доверят работяги.

В нашем ядерном центре со студентами возятся, как с кутятами. И на горшок садят, и попу моют. Потому, что это наши будущие коллеги. Но как мало среди них просто ответственных людей.

денег платить не пробовали? так чтоб после 5 лет обучения на анженера можно было рассчитывать не на полторы зарплаты подавана в макдачне? А через 10 лет опыта работы - не на половину дохода манагерка-впаривателя? Нет? КВА? Ну дык, вот и результат. Не то что даже "никого приличного не найти", а их просто нет. Никто не собирается ковать матан и чертить гайку чтоб потом так и нищебродить до пенсии.

И это не только в роиссе, точно так же по всему миру. Путяжник красящий забор - 50К в год, продвинутый кадр - 80, анженер от 80 до 120, выше только по административной лестнице... ну и какой дурак пойдет в эти продвинутые и анженеры, кому это надо? "Майт ты чаво, что я там забыл, свои 80К я и так заработаю, а там еще 10 лет терять надо на учебу и развитие!".


Опять... Одно лекарство для всего - деньги. Ну хорошо, идут за деньгами в менеджеры. Так и там обсираются дружно...

В молодости работал в крупном НИИ космической тематики.Отдел конструировал чисто "железо" для приборов,причём сложность механики такая,что за размерами само изделие порой с трудом угадывалось.Да,так вот одному из коллег поручили водородный генератор(по сути очень точный счётчик времени) и в курилке,когда он начал стенания,что приходится перелопачивать горы материала в спецбиблиотеке,один из старых конструкторов и говорит ему,учиться,мол,усердней в институте надо было.Тот да у меня только графики на дипломе под тридцать ватманских листов.Тогда старый спец ему задаёт короткий вопрос,думаю сгодится для теста идиотов:- "Чем ось от вала отличается?" Тот в общем-то ответил,но не сразу и не коротко.

Это еще неплохой случай - товарищ разбирался в проблеме сам...

всё это началось с времён Горбачёва , а после переворота 1991 года науку и образование ломанули во всём бывшем СССР .

Сорос напечатал учебники , про лоббировал 12 летнее образование , бакалавраты , магистратуры и т.д.

из детей стали делать дебилов ещё со школы , а высшая школа превратилась чёрт знает во что . здоровый детина в 19 лет получает аттестат средней школы , а на выборы может ходить и вступать в брак с 18 лет . это ломка , даже больше это идеологическая диверсия по уничтожению бывшего СССР.

в прибалтике последние 15 лет взялись за садики и ломают уже с 3-4 лет . национализм , секс просвещение , ненависть к русским .

Сорос фонды жёстко следят за выполнение данных задач и выделяют огромные деньги под эти программы.

на штамповали кучу юристов недоделков , менегеров и прочего офисного планктона

например в латвии уже не хватает квалифицированных сантехников и строителей . каждый кто умеет забить гвоздь уже проф. строитель . потом удивляются почему здания рушатся ( трагедия в Риге ,Золитуда ) .

только возврат к советскому образованию с изменениями к текущему времени спасёт науку и образование .

скажу что вопросы идиотен теста описанные в посте будут сложны для половины бакалавров .

задайте им вопросы средней школы , алгебра , геометрия , физика и ваши волосы зашевелятся. а ведь это база для высшей школы .


Делать из детей дебилов - да, это система. Но им, детям, это нравится. Быть дебилами легко и приятно.

Вообще, в жизни проще жить с выключенным мозгом - хлопот и энергозатрат меньше. И нужен не просто возврат к прежней системе, а и мотивация к осмысленной и высоко-напорной жизни. А это совсем сложный, но реально решаемый вопрос.

Проблема смены поколений была всегда, сколько себя помнит человечество. И трагедию в Чернобыле (как пример, понятный Вам) устроили не молодые, а вполне себе зрелые советские инженеры-атомщики.
Если Вы не доверяете молодому поколению, то вспомните себя молодым. Вам доверяли или возились с Вами как с недоучкой?
Коммунизм - это молодость мира? И его возводить молодым?

Справедливое замечание, ответ на которое прост. Все познается в сравнении, и сравнение своего поколения в плане ответственности, отношения к делу показывает деградацию.

Я не то что не доверяю молодым (сразу после института им может доверять только самоубийца). Я с ними вожусь и пытаюсь их вытянуть на некий уровень.

Проблема в разгильдяйстве неслыханного масштаба, которое нашему поколению было несвойственно. Оно идет с детства, отсюда страшные пробелы в знаниях.

Выпускники 80-х все-таки представляли себе ответственность инженерного труда, ну и учились соответственно. Я сравниваю сравнимое - одна и та же отрасль.

А что, есть инженерная работа?
Кого именно Вы хотите воспитать: расчётчика? конструктора? технолога? Я так не верю в теоретические инженерные знания, которые, собственно, и даёт любой институт, поскольку практика сразу ставит задачи, на которые нет ответа в учебнике. Решая эти задачи, человек выучивается ответственности и приобретает настоящие знания.
А если работы нет, то и толковать не о чем. Всё равно, что плавать на берегу учить.

Есть проблема соотношения теоретических знаний и практических навыков, которая не очень хорошо решается в институте. Ну так ее надо решать лучше. Практика в институте - это многочисленные курсовые проекты, производственная практика, лабораторные работы и прорешивание огромного количества задач.

Или вы будете утверждать, что знания деталей машин, материаловедения, сопромата и теории вероятности конструктору не нужны? Если да - то ваша позиция мне неинтересна ввиду очевидной неверности.

Зачем тогда институт вообще - возобновите практику обучения ремесленников. Десять лет в услужении и обучении у Мастера, и экзамен. Сообщаю для справки: эта практика оказалась негодна уже веку так к 16-му.

И да - с человеком, у которого есть отличная теоретическая база, процесс адаптации проходит очень легко. И да - дело не только в начальной адаптации. Если нет базы - иди обратно в институт, инженером тебе не быть от слова "никогда".

В догонку, хорошее видео по теме:


Фундамент всей инженерной подготовки математика, которую нужно понимать, а не только быть "натасканным" на оную. А сейчас в школе математику не столько изучают, сколько именно "натаскивают" на нее.

В описанном сюжете уже не до таких букетов, как математика - проще все...

Всех Благ ! :)

Извините, но процитирую самого себя
из короткой перепалки о роли университетуры
в американских дрязгах.
----
Привилегированное положение профессуры и студентов
основывалось на том, что поиск экономических, социальных компромиссов и методов их реализации,
требует интеллектуальной свободы и освобождения от тягот подневольного труда.
Выяснилось:
Имеем индустрию продажи мест в очередях на дипломы MBA и т.п.
с параллельной индоктринацией студентов либеральным дискурсом троцкисткого разлива.
Оголтелая пропаганда верного учения, дарующего исключительность, и посты от гауляйторов до полицейских в грядущей мировой деревне.

Первое столкновение с реальным окружением
а) ржавый пояс - Трамп
б) растущяя безработица выпускников и университетские долги
в) надвигающяяся роботизация
вызвало корчи (кто не с нами - то против нас).

Радикализм, снисходительно преподносимый восторженно внимающим студентам, запах дешевым провокаторством. Пришлось отправляться со студентами на политические уличные сафари, конечно под масками, и под обещания адвокатуры - бывших студентов - отмажем! да они вас и пальцем не тронут!
Иначе не поймут-с! Отпишутся со следующего семестра!
Не у всех-же тенюр.
---
Когда физика, математика преподносится гарниром
к диплому, и за счет СТУДЕНТОВ содержится
практически вся советская отьехавшая научная знать.
Студенты начали задавать вопросы
- а если это не нужно (бухгалтер - QUICKEN)
то к чему вся эта докука с радикальной болтовней
на коллоквиумах и семинарах

Не вполне понял вашу страстную речь. Далек я от американских реалий

  • 1