kolosok_1 (kolosok_1) wrote,
kolosok_1
kolosok_1

Categories:

Идиотен-тест для инженеров

Идиотен-тест - это такая штука для выявления умственных способностей водителя. Применяется в Германии, как обязательное условие для возврата прав водителю, часто нарушающего ПДД.



Я работаю инженером, и жизнь заставила применить полезное немецкое изобретение на работе. Дело в том, что в нашу научно-инженерную организацию приходит молодое пополнение. Казалось бы, из тех же самых прославленных  ВУЗов, что и раньше. Но вот закавыка: инженерная подготовка у них совсем слаба. А нужно, в результате короткого собеседования, принять решение - подходит человек или нет. То есть, выбрать лучших из худших.

В результате родился краткий список вопросов, для инженера-механика очевидных и простых. Например, сформулировать в произвольном виде три закона Ньютона. Коллеги осуждали меня за чрезмерную сложность этого вопроса - но, на секундочку. азы классической механики преподают не в самом старшем классе средней школы. Другой вопрос - примерный химсостав популярной стали (инженер-механик обязан знать основы материаловедения). Третье испытание - назвать хоть один способ стопорения резьбовых соединений (шплинты, клей, пружинные шайбы, кернение, контровка проволокой...).



"Плавают" люди в элементарнейших вопросах. Инженер-ракетчик не знает, что для горения пороха не нужен воздух (пять лет учебы прошли, видимо, в полусне). С невероятным трудом дипломники производят перевод из одной физической величины в другую (это середина средней школы).

При этом у них прекрасные оценки в институте (сейчас их, по видимому, ставят по факту посещения лекций). Они окончили ВУЗы не последнего ряда, и "валятся" на элементарнейших вопросах "идиотен-теста", составленного без всякого намека на коварство и подвох. Я уж не говорю о том, что в тяжелую, и не всегда безвредную профессию инженера-механика с ума великого ломанулись девушки. Когда их в выпуске много, выясняется, что на уме у большинства всякое девичье, а вовсе не премудрости трехфазного тока или тонкости разработки классического редуктора.

Короче, с подготовкой инженерных кадров - дело табак. Я интересовался этим вопросом и в других организациях, картина примерно та же. Так в чем причина?

Первое предположение: преступления Путинского режима, не проходит ввиду явной системности проблемы. Смени Путина на Медведева, воскреси Ельцина - что изменится? А ничего.

Второе предположение - преступление чисто российской версии капитализма, тоже весьма шатко. Дело в том, что деградация научно-инженерных кадров есть вещь глобальная. Вот прекрасный пример из самого Парижа: http://repetitors.info/library.php?b=34
"Среди 50 моих учеников-первокурсников 8 человек считают, что три шестых (3/6) равны одной трети (1/3)".

Третье предположение - преступление капитализма. Это уже много теплее, но давайте разберемся подробнее. Во времена классического капитализма инженерное дело хоть и не было на должной высоте (в России выпускали  мало инженеров, но много юристов и священников). Но то, что было, имело явно неплохой уровень. Вспомним крупные имена - Сикорский, Шухов, Патон - все они сформированы в эпоху зарождения капитализма в России. Авторитеты не могут существовать без плотной прослойки крепких средних инженеров - ну, так они и были.

Существовал, как говорят в философии, определенный социальный заказ на качественный инженерный труд в то время, были и соответствующие инженеры. Но  с тех пор в капитализме произошли явные изменения - мутации. Направление этой мутации были озвучены еще Марксом:

"
Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников".

Так получите в результате наемных работников, лишенных ореола священной деятельности, в виде деревянных солдат Урфина Джюса, которым не досыпали (в целях экономии) живительного порошка. Таких вот инженеров нужно долго и трудно доучивать инженерным премудростям (провал чуть не в десять лет интенсивной учебы восполнить непросто).

Техника, которую предстоит разрабатывать этим молодым людям, становится все сложнее. А инженерный корпус - все проще и, что самое страшное, беззаботней. Ну пофиг вчерашним студентам на профессию и связанную с ней колоссальную ответственность. Студенчество с его принципом: "быстро сдал любой ценой и забыл" может застрять в психологии инженера накрепко. И попробуйте его оттуда выковырять - усовещиваниями, притчами и чуть не танцами с бубном. Очень, доложу я вам, трудное дело. Предмета под названием "ответственность" в школах не преподают, это в чистом виде воспитание.

Идиотен-тест может служить маркером мутации капитализма. Его результат можно оцифровать и сравнивать динамику процесса по годам. Вся мутная погань современного мутакапитализма: глобализация, разрушение института национального государства и заказ на "опрощение" обывателей с целью дальнейших манипуляций, видна здесь, как в капле воды.

Капитализм, считающий главным своим оправданием бурный научно-технический прогресс, провалил и это дело.

И что же прикажете делать? Возвращаться в ранне-капиталистическую классику? С введением протестантских убеждений о необходимости скромной жизни буржуазии - ради спасения души? С остановкой глобализации и вечной войной между национальными государствами, что так расширяет социальный заказ на технический прогресс? Это невозможно.

Значит, пора подумать о возвращении святости труда, то есть - об устройстве жизни на иных, коммунистических основаниях. С воспитанием человека, а не с оказанием "образовательных услуг". С иной системой ценостей и смыслов, с призывом к самому высокому в человеке.

А иначе - быть беде тем, чьи инженеры не могут сдать элементарный идиотен-тест.



Tags: Мутакапитализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments