Previous Entry Share Next Entry
Ядовитый отвар безнадеги перестроечной попсы
kolosok_1
Автор заметки осмыслил большой объем, чтобы не сказать поток тех немудрящих песенок, что лились в уши в перестройку, и сделал кой-какие весьма интересные выводы. Рекомендую.

Оригинал взят у kostushin в Ядовитый отвар безнадеги перестроечной попсы


Понял я главное, как мне кажется, свойство перестроечной попсы, которое задает её пульс, характер. А дело в том, что интереса ради переслушиваю тогдашние песни, вспомнить, что там пелось. А пелось мнооого. Много и по большей части как под копирку созданное - но не это важно.

А важно понять на что они тебя направляют, когда ты их слушаешь и слушаешь - проникаешься, так сказать. Но сразу этого не выудить. А потом раз - и торкнет...

Так вот, переслушав десятки альбомов, попалась в какой-то момент популярная тогда группа «Анонс» и её альбом 1990 «Интердевочка». Его песни, это когда вокалист нарочито пришиблинным голосом, под тошнотворно бодрящий ритм, поет про ...эээ... разные проявления слома отношений между мужчиной и женщиной. И когда пронизано это полной безнадегой. Но не это является моим главным выводом. О нем ниже. А пока скажу, что та безнадега и уныние вообще свойство всей перестроечной попсы.

Скажем, те же «Белые розы»:
https://www.youtube.com/watch?v=BPsRX7m6CX4

Белые розы, белые розы,
Беззащитны шипы,
Что с вами сделали снег и морозы,
Лёд витрин голубых.
Люди украсят вами свой праздник
Лишь на несколько дней
И оставляют вас умирать
На белом холодном окне..

Просто таки сопки, покрытые зарослями колючей печали, оставляет после себя эта песня.

Или возьмем другой шедевр той эпохи:
Маша Распутина «Отпустите меня в Гималаи»
https://www.youtube.com/watch?v=XcP6X6J3oAM
Несмотря, что песня производит впечатление разбитной, а реально она о том, что все достало и пропади оно пропадом.

Или вот, навскидку: альбом «Фристайл» 89 -  Прощай Навеки, Последняя Любовь. Название не обманывает: буквально все его песни про разлад,  потерянность, прощание, разбитые мечты, непреодолимость преграды, уныние, и, наконец, про ноющую, бессильную мольбу. Одна из песен - «Я верю» - внушала надежду на то, что её лирический герой проявил дух. Но... Помимо какой-то лабуды, в которую оно верит, главное то, что музыка и пение вызывают ощущение, что это какое-то умертвие поет про веру в жизнь. (Вера, вообще, во время Перестройки могла быть только «маленькой»)

Сюда же и «Яблоки на снегу» Муромова http://silver-slider.livejournal.com/1558287.html ,
которые
Медленно замерзают...
Ты им еще поможешь, я уже не могу..

А вот кого точно весело слушать, так это «Дюну»: «Страна Лимония». Но это уже заря другой эпохи. Не случайно же «Дюна» была в 90-е любимой бандитами группой, она, очевидно, выражала своим творчеством новый соответствующий оптимизм.
Кстати, «Комбинация» судя по всему тоже отразила переход к этой новой эпохе. Песня «Бухгалтер» (1991):
...Мне надоело петь про эту заграницу
надену валенки да красное пальто,
пойду проведаю любимую столицу...
...
Опять же в раннероссийском клипе «Комбинации» бухгалтер трется среди бандитов.

Но вернемся к перестроечной попсе. Она не выражала жизненного оптимизма, она просто вывернула на изнанку таковой у советских песен.

«Крепко за баранку держись шофер»:
Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть...
Радостно встречать тебя с маленьким сыном ... и т.д.
https://www.youtube.com/watch?v=5-8lPhloJfg

В перестроечной попсе герой постоянно сталкивается с лишенными благости ситуациями. А что в таких случаях он будет делать: либо преодолевать их, либо смиряться. Здесь нам и понадобится песня «Люблю и ненавижу» Анонса. Она как-бы венчает весь альбом и речь в ней идет о том как герой влюбился сильно-сильно. Но дальше произошло почти как у Высоцкого: «понял я, что в милиции делала моя с первого взгляда любовь». В общем, преграда встала на пути героя. Вот группа Анонс и могла бы нам спеть о том, как он её преодолевает. Тем более, что преодоление является одной из главных тем всей мировой литературы. Но группа Анонс поет наоборот: как герой сам «падает».

Как-то мама рассказала, что в её молодости жил в её дворе парень. Когда тот женился и у него родился сын, то сказал, что один сын, это еще не сын. Когда родился второй, то сказал, что два сына, это пол сына. А когда третий родился, тогда он сказал, что вот теперь это сын. Также и позднесоветской попсой: примитивная музыка, еще не беда, когда к ней добавляется примитивный текст, это полбеды, но когда к этому добавилось запрет на преодоление  - стала беда полная.

Ведь в чем смысл той песни Анонса: в запрете на преодоление обстоятельств, на восхождение человека. Даже дюбовь не может преодолеть обстоятельств. Она проигрывает. И чтобы было нагляднее приведу в качестве примера песню Сергея Крылова «Девочка моя». Где явлено именно преодоление обстоятельств. Я другого такого примера не припомню.
...
Девочка, волнуясь, села на карниз
И с ужасным криком сорвалася вниз,
Так соединились детские сердца,
Так узнала мама моего отца.
...

Не важно что за ситуация здесь показана, главное герои преодолели преграду. Хотя калечить себя, конечно, необязательно.

 А что такое преодоление - это есть жизнь, развитие, превращение мечты (сказки) в быль. А наоборот, соответственно, означает гибель мечты, смерть или какую-то странную жизнь. Именно это и закладывалось в несознанку людям.

Вот, собственно, и все. Весь этот дуст перестроечной и раннесовесткой попсы добрых лет десять неограниченно осыпался на головы людей. При этом эпоха песен «бандитского» оптимизма закончилась где-нибудь году к 1995. По моей памяти, тогда уже вовсю стали перепевать старые советские песни, которые раскрыли некое подобие защитного зонтика от первых. В этом времени мы и живем до сих пор.
------------------
P.S. Кстати, доперестроечный советский рок, профессиональный, т.е. признанный, но не лакированный, не вышедший в тираж, что называется, не ставший официозом - лишен указанного недостатка позднесоветской попсы и у него есть определенная живинка.
Диалог 83 - Для тебя! https://myzuka.me/Song/3452434/Dialog-Feya-U-Fontana



?

Log in

No account? Create an account