Previous Entry Share Next Entry
Перестройка: мысленный эксперимент
kolosok_1

(на картинке иллюстрация мысленного эксперимента Шредингера, но речь не о нем)

В результате Перестройки (разрушение СССР и становление криминального капитализма) страна понесла немалые потери, и что особенно страшно - потери в людях. Речь идет о сверхсмертности и снижении рождаемости, что породило так называемый "русский крест".

Упал уровень жизни, причем упал катастрофически, и это вызывало демографическую катастрофу. Но дело не только в этом. Уровень жизни падал, причем очень резко, и раньше - в Великую Отечественную войну. Но тогда не было такой страшной безнадеги, такого унижения и ситуации "потери пути", как в перестройку. Насколько важен этот фактор перестройки в демографическом плане?


Проведем мысленный эксперимент: оставим материальную часть жизни такой же, как она была в реальности 90-х, а духовную возьмем из времен войны с немцами. Вместо растерянности и неприкаянности - собранность и солидарность в борьбе с общим врагом. Вместо расслабленной безнадеги - мобилизация всех сил и вера в Победу. Вместо одуряющего бессмыслия - творческий труд ради всеобщего счастья и светлых дней после Победы.

Сколько людей спилось, сколько ушло в бомжи и криминал, сколько подсело на наркоту в результате духовной катастрофы перестройки? А сколько людей преодолело себя в куда более худших в материальном плане военном лихолетье и жило трудной, но полноценной жизнью?

Человек не может жить без хлеба и воды, но он также не может без смысла и цели. Пусть каждый сам определит, в ходе личного мысленного эксперимента, сколько жизней унесла бессмыслица перестройки. Насколько меньше были бы потери в людях, если бы дух народа был крепок, а цель ясна и близка людям? Вдвое, втрое, или  даже поболее мы сберегли бы людей, как думаете?

 Эта цифра показывает соотношение между духовным, то есть идеальным, и материальным фактором. Мне кажется, духовный фактор в Перестройку был сильнее материального. И это очень трудно понять умом прагматичного склада, так как материальные потери наглядны, а духовные - нет.

Но если вдруг осознать всю мощь идеальной стороны дела, становится ясно: старик Гегель был не так уж и неправ, трактуя историю как развитие духа. Да, все это сопровождается материальными процессами и на них основано, но все же, все же, все же...


?

Log in

No account? Create an account