Previous Entry Share Next Entry
Опрос по образованию: трудности и нюансы
kolosok_1
Для тех, кто не в курсе: затеян подробнейший всероссийский социологический опрос по системе образования: от школы до ВУЗа. Текст анкеты тут: http://eot.su/node/18939



Необходимость проведения опроса очевидна: нужно понять отношение людей к тем реформам и "новшествам", что уже были проведены и продолжают внедрятся. Беда в том, что внедряются они "сверху", зачастую без опоры даже на мнение специалистов - школьных учителей и ВУЗовских преподователей. Несмотря на сложность темы вопросов воспитания и обучения, касается она не только специалистов. Туманные концептуальные идеи, лежащие в основе системы образования, быстро превращаются в законы, методички и нормативные акты. А с законом, нравится он тебе, или нет, уже не поспоришь.

Социологический опрос, проведенный по всем правилам науки, являтся, по сути, мини-референдумом. Люди высказывают свое мнение, каждый со своей "колокольни". А результаты обработки полученного "сумбура и хаоса" покажут картину образования "снизу", со стороны тех, кто является объектом преобразований.


Настоящему референдуму предшествует массированная информационная волна, направленная на электорат. Интересанты того или иного варианта ответа из кожи вон лезут, чтобы убедить людей в своей "правде".



При этом оппоненты делают тоже самое, пытаясь опорочить конкурентов. С этой целью выбрасывается море информации - от лживой до вполне содержательной. Так или иначе, люди "вникают в тему". При опросе все иначе.

Одну анкету я заполнял сам - со слов пожилого человека. Зачитывал вопрос и обводил кружочком полученный ответ. Что заметил: поскольку анкетируемый был совсем не в курсе дел в образовании, ответы были самые непредсказуемые. Минимальная информация по многим вопросам могла сильно изменить позицию опрашиваемого. Но агитацией во время опроса заниматься запрещено. Почему?

Дело в том, что опрос является измерительным инструментом. Это линейка, а не токарный резец. Резец в данном случае - метафора инструмента преобразующего, аналог агитации и пропаганды. Можно сагитировать на "правильные" ответы интервьюируемого, но их, опрашиваемых, слишком мало по отношению ко всем жителям России. Таким образом, мнение большинства мы не узнаем никогда.  Соответственно, не зная объективной картиной реальности, нельзя помыслить о ее преобразовании.

Но как же хочется "натолкнуть" опрашиваемого на очевидное, дать информацию по важным вопросам! Аж зубы сводит, когда видишь непросвещенность людей по важнейшим вопросам. Но нет - нельзя этого делать во время проведения опроса.

А когда же можно? Можно было до опроса - в виде выступлений в прессе, в интернете, бесед с людьми. Насколько эта работа была недостаточна - как раз и видишь по ходу проведения опроса. Просто локти хочется кусать с досады, где ж я раньше был, такой умный.

Опрос покажет, насколько успешной была наша агитация и пропаганда прежде. И, наверное, заставит задуматься о том, как бы нам реорганизовать и усилить это важное дело.


Товарищ, участвуй в опросе! Заполняй анкеты и передавай сборщикам анкет (по правилам - только в бумажном виде).


  • 1
Кстати, тот самый случай, когда человеку не нужно говорить: да что я могу сделать?! Можешь и очень многое. Хотя бы и в опросе помочь.

Люди готовы, чаще всего, посочувствовать. Но двадцать минут втыкать в вопросы - посылают, чаще всего

  • 1
?

Log in

No account? Create an account