Previous Entry Share Next Entry
Куда плывет плот Юрия Лозы?
kolosok_1

Автор поста не собирается принижать талант певца и композитора: талант и способности у него, несомненно, есть.
Но скажите навскидку, не заглядывая в гугл: о чем самая знаменитая песня Лозы - про маленький плот?

Что, не вышло? Наверное, подумали вы, оттого не вышло, что текст подзабыт. Вот вам слова, почитайте. http://muzland.ru/songs.html?auth=22&song=1. Ну что, лучше не стало? Я не так давно на концерте живого Лозы был, и то не полегчало.


Дивная лирическая песенка, повествующая о сложном и тонком душевном мире лирического героя. О том, как он норовит вырваться из пут серых буден, и несмотря на присущую ему грусть, а также ранее сотворенные им косяки, устремиться в яркий и сверкающий мир Макдоналдс, используя мелкие подручные плавсредства.

"Из монотонных буден я тихо уплыву".
Заела серая среда лирического героя, серьезного поэта и творца. Ему не нужно ничего переделывать, работать над собою, а лучше сдриснуть сразу.

"Мир, новых красок полный, я, быть может, обрету".
Ну да, краски для креативной молодежи уже растирают. Быть может, и отсыпят немного лакокрасочной продукции за дерзкий побег из унылого совка. Вариация на тему - куплю фанеру, сделаю аэроплан, и улечу... к хренам подалее.

В итоге, как говорится, одни крупные переживания на мелком месте.

Может поэта подвела тема? Не взялся бы, к примеру,  Пушкин воспевать изменения в тарификации железнодорожных грузов. Однако, если разобраться, тема прощания с прошлой жизнью (сцена отплытия) в искусстве представлена широко.

Из вагантов:

"Тихо плещется вода - голубая лента,
вспоминайте иногда вашего студента.
Много зим и много лет прожили мы вместе,
сохраним святой обет верности и чести".


Чуете разницу? Про трудную предстоящую жизнь волнуется человек, и клянется при любых обстоятельтствах хранить верность и честь. Эти стихи влетают в память, греют и волнуют.

А вот Бодлера немножечко:

"В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль — и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Что нас толкает в путь? Тех — ненависть к отчизне,
Тех — скука очага, ещё иных — в тени
Цирцеиных ресниц оставивших полжизни, —
Надежда отстоять оставшиеся дни".


Про надежду перестать быть скотами (см. легенду о Цирцее, дарующую морякам секс и превращающую их в свиней) повествует лирический герой Бодлера. Вырваться из свинского состояния, как уверяет легенда, невозможно. И это только мечта: хотя бы немногие оставшиеся от почти прожитой жизни дни провести вдали от корыта потребления.

Короче говоря, сценку отчаливания плавсредств в неизвестность обыгрывали многие, и результаты в искусстве получены первоклассные. Так в чем секрет, в чем отличие шедевра от поделки? Не утаю от читателей: главная причина успеха в наличии или полном отсутствии высокого смысла при запросе на смену образа жизни.

Так вот, никакого высокого смысла в высоколирической, гуманистической и общекультурной подделке поделке про плот у Юрия Лозы нет. Поэтому - идет она мелодично и легко, но не цепляет, оставляя приятную лирическую пустоту и легкое недоумение - что это было?

А душа - она, конечно, требует песен. Только песен полноценных - в виде живого и плодоносного зерна, а не пустой мякины, до которой так охочи неопытные воробьи.



  • 1
Закономерный результат цензуры на эстраде - петь можно только про любовь и прочие сюси-писи.

После отмены цензуры у Лозы лучше не стало. А по-моему, цензура как раз давила в творцах всякое говно и давала хоть какие-то нравственные ориентиры. А без этой искусственной подпорки сдулись наши творцы и властители дум

Вы не ту цензуру имеете ввиду.

Как управлял культурой известный народец, так и управляет. Ничего не изменилось.

А, кругом одни явреи? Удобная позиция - они виноваты - управляют же!, а мы не при чем. Увы, все хуже. Управляет капитализм, но и это еще не самая плохая новость. Он управляет, опираясь на средний уровень и ниже среднего (даже по распределению Гаусса взять). И, опираясь на этот уровень, вольно или невольно способствуют его дальнейшему понижению. Идет спираль регресса, но людям это нравится. Не всем, конечно, нравится.

Интересно )
тут наверное вопрос личностного восприятия )
Знаете чем у меня всегда как-то ассоциировалась эта песня?
С летним отпуском в деревне ) Когда из города "уплываешь" на недельку на природу, с коровкам и грядкам.
И я не знаю почему так. Я и на дачу то редко езжу ))

Ну да, легенькое и беззаботное нечто

да )
но не постоянное, отнюдь

Зря ругаете Лозу, песня нейтрально-положительная.
Многие его собратья по цеху стригут на берегу, а его лирический герой этого не хочет. Чего же плохого? Да, не в Космос стремится, но то что он выбрал отстранится от пойменных увеселений и отправится в путешествие по зову сердца - вполне благородно для художника оторванного от источника смыслов. Тем более, что написана песня ещё до того, как Россия встрепенулась от морока смерти в объятиях Запада. Какие тогда были перспективы, кто звал в бой кроме Сергея Ервандовича?
Зря ругаете Лозу.

Я не ругаю. талант у него есть. Я делюсь своими личными ощущениями о песне. Есть руда, а есть порода - хвосты. Так вот, эти самые хвосты меня все больше бесят. А песни Лозы из позднего СССР, эпоха тления и начала распада.

Я уж не стал впечатлениями от концерта делится - Лоза стал кабацко-корпоративным лабухом, что самое смешное - ему это нравится.

А кем ты еще станешь с такими текстами?

рефлексия и есть задача "творческой интеллигенции", людей которые генерируют смыслы всегда крайне мало

Рефлексия бывает разная! А интеллигенция должна, обязана вырабатывать смыслы и хранить ценности. Иначе - это ремесленники. Насчет того, что людей глубоких мало - так именно они и ценны. И задача-то в том, чтоб их было много.

Вопрос - чья это задача? Государства самоустранилось, а сами не обучены. Где субъект?!

Я с вами полностью согласен! Лоза - поэт и поэт достаточно сильный. Хочу заметить, что я вот не напрягаясь помню многие его песни. И эта песня эта совсем не про желание бежать в Макдональдс, а как раз о том что от сытости бежать надо. Из серых будней и серой жизни.
Ещё я хочу заметить, что да Лоза с Ахеджаковой в 1993-ем был на ТВ, когда та орала про: "Защитите нас от этой конституции и коммунистов", но вот в 2014-м он написал ответ на бандеровское:"никогда не будем мы братьями" -

Вас растили, наверное, не матери,
И не с сестрами, и не с братьями,
Вам фашистскую, черную свастику
При рожденьи дарили каратели.
С детства вам забивали головы
Профашистскими "супер-героями",
Вот и жжете коктейли вы Молотова,
А не учите Правду истории...
Вы себя возомнили смелыми,
Не рабами, что в цепи закованы,
Только где ваши пашни спелые?
Вы давно свои земли продали!
Вы и предков своих тупо предали,
Что за вас погибали смелыми,
Чувства Чести для вас неведомы,
Вот и скачете, как оголтелые...
Малолетки...Безликие...Стадные...
Лица черным у вас зашорены,
Родились вы во время досадное,
Получились из вас горе-воины...
Украину вы вовсе не любите!
И святыни ее не цените!
Если сук свой отцовский рубите!
Если Родину свастикой метите!
Никогда вы не будете братьями!
Нам - нацисты - враги беспородные,
И не смейте себя, предатели,
Называть Украинцами кровными

Edited at 2015-06-28 03:13 pm (UTC)

Бежать от буден и преобразовывать будни - вот отличие сильного поэта от поэта так себе.

Не судите, и да не судимы будете.

Насчет бескорыстного побега от серых буден. Я был на концерте Лозы, слушал все его знаменитые песни одной кучей и слушал его рассказы. Как сказано в посте, это кабацкий лабух, чего он совершенно не скрывает.

Весь концерт он рассказывал, что артист любит деньги, а деньги - на праздниках, и это корпоративы.

Что-то не верится в его бескорыстный побег от буден. Я свою позицию аргументировал. Ваше слово (вдруг я не прав? Но нужны же доказательства).

Про бескорыстный - как-то это именно вы заострили, заметьте, а не я. То что он про себя рассказывает - и что? Лучше - врать??? А доказательства именно в полном тексте его песни "Плот", который (вы уж меня извините, но разговор этот начали именно вы) вы даже не сочли нужным полностью выложить, а приводите из него отдельные строчки, а не четверостишья к примеру.
Далее, раз уж пошла такая пьянка, о стихотворении "Прощание с Швабией" четверостишие из которого вы приводите в пример высокого обыгрывания данной поэтической темы, я напомню что там тоже не всё так радужно как вы утверждаете (ваганты - они знаете, очень своеобразные ребята, которые всё больше о пьянстве и разврате радели, правда конечно из чувства протеста, да...), к примеру:

Если не сведут с ума
Римляне и греки,
Сочинившие тома
Для библиотеки,
Если те профессора,
Что студентов учат,
Горемыку школяра
Насмерть не замучат,
Если насмерть не упьюсь
На хмельной пирушке,
Обязательно вернусь
К вам, друзья, подружки!

Согласитесь это совсем не про "про трудную предстоящую жизнь волнуется человек" и клянётся он тут вернуться к друзьям-подружкам, собутыльникам и т.д.... И, плюс, т.к. сие вообще-то известный хит Игоря Иванова, ну не знаю, пример мягко говоря не очень... Может нечто вот такое из "Рубаи" Омара Хайяма больше подойдёт:

Я раскаянья полон на старости лет.
Нет прощения мне, оправдания нет.
Я, безумец, не слушался божьих велений -
Делал все, чтобы только нарушить запрет!

или:

Что есть счастье? Ничтожная малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, - мое. Оказалось - ничто.
???

Да, высказывание про побег в яркий и солнечный мир Макдональдса - моя гипотеза, не более. И родилась эта плотогонная песня в позднем СССР, когда бежали совсем не от сытости, а от "убогого совка".

Высказывания Лозы на концерте довершили картину. Он пел про бескорыстие, и тут же рассказывал про свою нежную любовь к денежкам? Одновременно, не переводя, как говорится, дыхания?

Вы вправду так думаете? Мои здоровые сомнения вы не развеяли ни разу.

У вагантов и Бодлера, какими бы тексты не были, есть порыв к трудной и новой жизни. У Лозы - импотентовские нотки, уж извините.
Нахрен мне знать про его грусть? Ненавижу, когда люди смакуют свои трепетные, никому не интересные микропереживания. А у Лозы этого добра богато.

Человек с возрастом, как правило меняется. И не всегда в лучшую сторону, увы. Вы не можете знать, что он чувствовал и как он думал когда писал эту песню. А вот обвиняете его (почему-то сходив на концерт так вам ненавистного певца и его вам неинтересных микропереживаний, я так понимаю, не уйдя с концерта, хотя так вам всё было там возмутительно) тогдашнюю достаточно неплохую и светлую песню (да! я сразу оговорюсь - я не поклонник творчества Лозы абсолютно) в том что на про то как он хотел тогда в Макдональдс. Только вот его ответ на бандеровское "Никогда не будем мы братьями" - он слишком страстен и ярок, чтобы быть написанным на продажу и не для похода в храм фаст-фуда. Тут что-то нутряное, настоящее, подлинное, как раз в духе его старых песен. Которых, я повторюсь - я далеко не поклонник.
Про вагантов (с Бодлером там всё несколько сложнее вообще, но видите ли, я его не очень много стихов знаю чтобы его обсуждать) - это вы серьёзно??? Ваганты - это "порыв к трудной и новой жизни"?! Позвольте напомнить вам стихотворение Примаса Гуго Орлеанского (одного из немногих известных по имени вагантов, в основном их стихи анонимны были, из-за фривольности и соответственно жёсткой к ним позиции церкви)) "Наставление поэту отправляющемуся к потаскухам" и попрошу вас объяснить где там про "порыв к трудной и новой жизни":

Поэт, лаская потаскуху,
учти: у Фрины сердце глухо.
Она тебе отдаст свой жар
лишь за солидный гонорар.
Нужны служительнице блуда
вино, изысканные блюда,
а до того, что ты поэт,
ей никакого дела нет.
Не вздумай сей «прекрасной даме»
платить любовными стихами.
Твои стишата ей смешны.
Ей только денежки нужны.
Когда ж на стол монету бросишь,
получишь все, о чем ты просишь.
Но вскоре тварь поднимет крик,
что ты, мол, чересчур велик,
а заплатил постыдно мало,
что вообще она устала,
что ей давно домой пора:
болеет младшая сестра...
Ей кошелечек свой отдавши,
почти не солоно хлебавши,
ты облачаешься в камзол...
Меж тем уже другой осел
ее становится добычей.
О, что за пакостный обычай
искать сомнительных утех
у девок мерзостных, у тех,
кто сроду сердца не имеет,
а лишь распутничать умеет?!
Ужели не пойдет нам впрок
и этот горестный урок?!
Весь город над тобой смеется...
Но вижу: вновь тебе неймется,
и ты уже готов опять
последний талер ей отдать.
Все начинается с начала...
Так хоть бы стерва не ворчала,
что из-за жадности своей
ты слишком мало платишь ей!

Вспомнилось преодоление серости будней с помощью лакокрасочной продукции:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.
Я показал на блюде студня косые скулы океана...
У Владим Владимыча как-то убедительнее получается, правда? И ведь в основе всего-навсего неаккуратное движение художника (опрокинул краску на газету) за завтраком.

Отличное дополнение. Творец-художник-революционер не бежит от серости буден, а переиначивает мир по-своему.

Да, революция - сила. А у Лозы - эльфийский мир. В общем, хочу забыться и заснуть. Плот, речушка, грёзы. Лоза туда же - экологически чистый материал для плетения корзин)).

Да не эльфийский мир у Юрия Лозы, а мещанский. У него есть песни про пиво, вернее пивную с грязью и алкашами. Это мир гнилой и тухлый, к которому лирический герой относится с презрением.

Есть у него слезоточивая песня про мать, которая ждет сына и испытывает сильное волнение в этой связи. А сын, воспевая страдания матери, не спешит к ней, но долго и упорно поет про святую материнскую любовь.

Это я еще не говорю про ту пургу, которую он гнал на концерте - основная тема разговоров знаете какая? Его, Юрия Лозы, деньги. Где их легко срубить, а где тяжело. И где унизят артиста на корпоративе, в качестве полноценного элемента купеческого загула с цыганами и самим Лозой.

О, я кроме плота ничего и не слышала. Оказывается, хорошо, что не слышала. Как это вас на концерт занесло такой. Я в последнее время всё больше музыку слушаю, где слов нет)). Скрипочки тирли-тирли, духовые трам-трам - и полный простор для воображения.

Как на концерт попал? Подарили билеты на юбилей. И, кстати, концерт прошел приятненько - Лоза таки мастер. Если б не трепался про свои деньги и как его, лабуха корпоративного, унижают всюду, так вообще ничего. Это песни студенческой юности, но по ним нет ностальгии - потому, что они пустые внутри.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account